Возвращаюсь к теме денег и фильмов. Многие думают, что фильм окупается (или не окупается) по результатам проката. На самом деле это не так, и фильм может выйти в ноль (а иногда и принести прибыль), еще до массового показа.
Знаете ли вы, что фильм Лара Крофт: Расхитительница гробниц - шедевр? Нет, не художественный. Финансовый. Почему объясняет Эдвард Эпштейн в своей книге об экономике Голливуда.
Итак, в 2001 году на экраны выходят кино-приключения известной героини игр, роль которой досталась Анджелине Джоли. Цифры по бюджету разнились от 80 до 110 миллионов, но реально студия практически не потратила своих денег на производство.
К этому результату студия Парамаунт пришла так:
Шаг первый - за 65 млн. были проданы права на прокат в ряде европейских стран и Японии (если кто не знает, в ней одни из самых дорогих билетов) немецкому дистрибьютору Intermedia Films. Забегая вперед, скажу что за пределами США фильм собрал ~140 миллионов, что даже по грубым подсчетам давало Парамаунту примерно ту же сумму. А в реальности было бы меньше, почему - см. предыдущий пост.
Шаг второй - Парамаунт переносит часть съемок в Великобританию. После чего, продает права на фильм одной из специальных британских компаний, получает правительственные субсидии на съемку (фильм как бы английский уже), после чего выкупает права обратно и в итоге получает 12 млн. нахаляву.
Шаг третий - примерно такую же схему Парамаунт затевает в Германии, в результате чего получает еще 10 млн. долларов нахаляву. Причем немецкое законодательство относительно субсидий еще либеральней британского - студии даже не надо ничего снимать в Германии. И да, именно этим в свое время пользовался Уве Болл, когда получал неплохие суммы на свои фильмы.
Шаг пятый - за 8.5 млн. продаются права на премьеру фильма по тв телеканалу Showtime.
И что получается? Что фильм еще не вышел в прокат, а у него уже в загашнике под 95 миллионов.
Упомянутые выше субсидии вообще являются любимым источником вложений у голливудских студий. Например много фильмов снимается (полностью или частично) в Канаде - местное правительство компенсирует до 20% определенных затрат. Или в определенных штатах. Например в Луизиане, где
Ну а об очевидных поступлениях в бюджет (инвесторы и продактплейсмент) думаю смысла рассказывать нет.