В кругу моих друзей и знакомых Fallout 4 популярен до чертиков: один отметился тем, что в числе самых первых залил в инет летсплей, второй хвастался покупкой еще со времен предзаказа, третий уже засел в конторе писать мод (работает он в лицее учителем информатики), правда, пока не дописал, но как завершит, обещался принести мне на тест. Остальные человек 15 просто рады игре и перепроходят ее уже N-ное количество раз.
Если честно, я их восторга не разделяю. И не потому что я «брюзга, которому слишком много надо». Нет, я просто критически пытался оценить игру и сумел найти в ней ощутимые минусы.
Начнем издалека. К серии Fallout у меня двойственное отношение. Первым фоллачом, в который я поиграл, стала трешка. Поначалу она мне действительна понравилась. Как раз в то время она вышла, привела в дикий восторг нетребовательных школьников, вроде меня. Но прошел год и из нетребовательного школьника я становился школьником, с задатками критического мышления. Я понял, что меня раздражает серый интерфейс, бестолковость отдельных персонажей, графика стала мне казаться не очень и хорошей, система оружия мне тоже разонравилась, ибо я понял, что дико тупо делать оружие, в котором размер и урон не соответствуют. Подкрепились эти сомнения обзором Мэддисона в «играх на вынос». Помнится, тогда мне и посоветовали New Vegas. И, скажу честно, он мне понравился. Он был более живым, органичным, на нем не висела косматая шкура пафоса и наигранной важности. Такое переосмысление классики мне понравилось гораздо больше.
К слову, насчет классики. C Fallout 2 я познакомился как раз после New Vegas, в 2010 году. Учитывая то, что у нас здесь не обзор, а трактат, я не буду заострять внимание на классике, скажу лишь, что она произвела на меня хорошее впечатление, особенно когда я представлял, в какое время эти игры достигли пика своей популярности. Буду краток: Fallout 2 является одной из моих любимых старых игр.
От Fallout 4 я ждал очень многого. Я надеялся, что они учтут все ошибки трешки, возьмут лучшее из New Vegas, вновь вернутся к истокам, интегрируя классику с современным геймплеем и графикой. Мне казалось, что за такой большой промежуток времени Bethesda сможет разработать действительно классную игру.
И она у них получилась. Серьезно, Fallout 4 – это хорошая игра, с продуманной физикой, атмосферой, не самым выдающимся, но все-таки сюжетом. Напортачить с управлением было сложно, Pip-boy только поэтому, наверное, еще не устаревает, а новые виды оружия не могут не порадовать истинных фанатов серии.
И все бы хорошо, но… я ведь не фанат серии.
Объясняю минусы: Fallout 4 не дает простому игроку, со стороны, того самого «ощущения на кончиках пальцев». Тривиально выражаясь, она не цепляет. Такие игры, как Fallout 4 взыскательный игрок изучает примерно часа два (в моем случае вышло 6, но у всех по-разному), после чего тяжело вздыхает, говорит «неплохо» и выходит в steam. Удалять не решается, ибо заплатил за это немалые деньг. Но это только сначала. Приходит время чистить жесткий диск, и тогда Fallout 4 остается только в памяти, урывками, клочками, и в библиотеке steam.
Среди минусов Fallout 4 любят также отмечать то, что игра вышла сыроватой. Частично, это объясняет первый пункт моей претензии. Но отсюда возникает еще один вопрос: зачем так торопиться? Может быть, прогадали со сроками анонса, сократили штат, переписывали сценарий, рисовали локации заново?....
На мой взгляд, объяснение здесь кроется вот в чем. Представьте, что вы разработчик, и что вам нужно выпустить игру культовой серии, во что бы то ни стало. Но вашу игру уже и так ждут пять лет, сама она еще не доделана, анонс уже дали. Что вам останется делать?
Правильно, из последних сил долепить продукт на коленке и выпустить потребителю.
И должен сказать таких потребителей, готовых кушать, так сказать, еду с колена, до неприличия много. Иначе я не знаю, как объяснить такое большое количество положительных отзывов. Ладно фанаты, но ведь и рядовые геймеры схавали игру, которой самое время было бы выйти в этом году.
Зато доделанной, доведенной до ума.
Не могу также сказать, что мне нравится система диалогов и искусственный интеллект игры в целом. Возможно в режиме реалистик игра преподносит нам нечто интересное, но в обычной кампании… достаточно скучно. Начиная от диалогов, где даже от постоянного выбора ответа «с сарказмом» веселее не становится и, заканчивая силой соперников. Они тупые, вот прямо вообще, даже Задорнова можно не звать.
Кроме того, мне кажется, что сама тема постапокалипсиса немного себя исчерпала. В год, когда на экраны выходит «Безумный Макс», «Марсианин», хотя последний просто научная фантастика, выпускать игру с подобной тематикой – рискованно. Да, имя Fallout играет на Bethesda. Но дорогой бренд не всегда есть качество, равно как и наоборот.
По-моему, мир уже начал пресыщаться подобной темой. Зомби-апокалипсисы, нашествия инопланетян, уничтожение мира, супергерои, антиутопии… Всего этого так много стало в последние годы, что Fallout 4 даже за счет своей тематики и атмосферы берет не так сильно, как брала, например, трешка. В 2008 еще не было такого обилия постапокалиптичной медийной фигни. В 2015 ее оказалось в избытке. И из-за всей популярности данной тематики, сериалов «Ходячие мертвецы», многочисленных серий игр, начиная от «Московского апокалипсиса» и заканчивая Left for dead, Fallout 4 уже не смотрится необыкновенной культовой игрой, которая когда-то приобщила к теме мировой катастрофы многие умы. Она смотрится «одной из». И даже имя ей здесь не особо помогает.
Понятно, что все это дело субъективное и если человек хочет играть в фоллач, он будет в него играть, несмотря на то, что чрезвычайно много постапокалиптичных проектов находится с ним рядом. Но стоит ли такое удовольствие двух тысяч? Так и просится на ум песня Хованского, посвященная Fallout 4 в которой есть следующие строки: «Взял го**ище за две тыщи». Как бы вы не относились к творчеству Юры, доля правды в его словах есть. Ни один разумный человек с этой планеты не отдаст просто так кровно заработанные за эту игру. Фанат – пожалуйста, но что-то я сомневаюсь, что обычный геймер, в принципе, равнодушный к серии Fallout, купит себе это.
Словом, игра не 100. Это факт. Я бы дал ей свою скромную оценку в 70. Повторюсь, игра хорошая. Но не настолько, чтобы стать очередной легендой.