Формула, согласно которой изготовлена «Sleeping Dogs», известна всем, кто знаком с серией «Grand Theft Auto», — к открытому миру прибавляют покатушки на автомобилях, а потом умножают всё это на бандитский антураж. Все игры, придерживающиеся подобной концепции, принято называть GTA-клонами. Звучит это как неутешительный диагноз, хотя на самом деле теперь в этом штампе нет ничего предосудительного. «Клоны» давно научились выделяться из общей толпы, добавляя в классическую формулу новые компоненты. В случае «Sleeping Dogs» этими компонентами стали восточные единоборства, элементы паркура и крепкий дух востока.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
Чего же ты, братко, в трусцах на разборки?
|
Наш протагонист, китайский коллега Володи Шарапова, коп под прикрытием Вэй Шень, классический герой боевика — крутой парень с такой миной, будто только что обнаружил в своей лапше таракана. Как заведено, свою миссию он выполняет не только ради звёздочки на погонах, у него с триадами свои счёты — от рук бандитов погибла его сестра. Но дел у копа под прикрытием хватает и помимо мести. Первое, конечно, подняться по карьерной лестнице преступного мира — перекочевать из разряда шестёрок в ряды особ, приближенных к главам триад, дабы взять тёпленькими всех и сразу. По пути юркий Шень успевает помочь полиции в нескольких сложных расследованиях, поучаствовать в уличных гонках, зачистить подворотни и парки от хулиганов и наркоторговцев, поухаживать за несколькими дамами.
Точно как и протагонист, всё прочие участники гонконгского экшена просто калька с героев боевика. Коп, который приставлен куратором к Шеню, — нудный бюрократ и доморощенный психолог; дружки-бандиты — безбашенные подонки разной степени испорченности, девчонки-подружки и прочие, прочие, прочие. Все эти герои просты и понятны, однако по ходу неторопливого повествования иногда всё же удивляют. Как пример — босс, который всегда казался крутым несгибаемым парнем, меняется на глазах, как только его вызывает к себе недовольное начальство. Пока Шень везёт его на встречу, они впервые разговаривают по душам — выясняется, что босс просто боится. Боится, что едет навстречу собственной смерти. Боится, но всё же едет, не смея ослушаться. По пути дрожащим голосом он передаёт Шеню, как возможному будущему преемнику все свои дела — мол, там будь пожестче, тут помягче, и коли не трудно… присмотри за моей мамочкой. Смотрится это очень мило, гадёныша даже становится жалко.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Геймплей «
Sleeping Dogs» невероятно разнообразен: головокружительные погони уступают место слежке и добыче необходимых полиции улик; зубодробительные потасовки и кровавые перестрелки сменяются походами по магазинам за более модными штанцами; а паркур по крышам гонконгских многоэтажек пением в караоке и поволокой за особами прекрасного пола.
Поскольку Гонконг слишком большой, чтобы путешествовать по его локациям на своих двоих, большую часть игрового времени мы проведём за рулём автомобиля. Подход к добыче средств передвижения в «Sleeping Dogs» классический — любой автомобиль, находится ли он в движении или припаркован у обочины, может быть изъят инспектором Шенем для его временной далеко не бережной эксплуатации.
Машины ведут себя на дороге по-разному, но в большинстве своём одинаково ужасно. Управляя крупногабаритным транспортом, автобусами, например, не покидает ощущение того, что едешь вовсе не на автомобиле, а на огромном бревне. И дело вовсе не в их «природной» медлительности и неповоротливости. Машинки габаритами поменьше, как и мотоциклы, удобнее лишь немногим. Спасают положение машины спортивного класса, а ещё очень клёво рассекать на мотороллерах.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
Самое сложное, что только есть в «Sleeping Dogs», — левостороннее движение. Будда превеликий, как же ты это допустил? Где проглядел? Что за люди вообще ездят по левой стороне дороги?
|
Физика автокатастроф терпима — машинки, столкнувшись, отскакивают друг от друга; однако габариты транспорта учтены не особо. Если очень постараться, то Шеня можно катапультировать из машины через лобовое стекло, на большой скорости встретив какоё-нибудь значительное препятствие. Это выглядит весело — коп летит, орёт, руками машет.
Уличные гонки — коими придётся заниматься не раз — аркадны до неприличия. Возможно, для кого-то это будет ощутимым минусом, но уж точно не для меня. Как человек, ненавидящий сложные покатушки, я получал от этих простых и красивых заездов неимоверное удовольствие. Ещё красивее и увлекательнее удались погони, во многом благодаря возможности стрелять из машины на ходу. Попади в покрышку — автомобиль резко уйдёт в сторону, перевернётся, картинно взлетит в воздух, взорвётся, разлетится на части. Если повезёт, Шень пролетит сквозь пламя и разлетающиеся во все стороны трупы. Опять же — это выглядит потрясающе.
Музыка, ласкающая наши перепонки во время поездок, разнопланова и забавна — от смешной китайской попсы и смешного китайского рока до западных композиций, знакомых всем и каждому. Как-то я улепётывал от копов под «Полёт валькирий» — было забавно.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Рукопашные схватки — один из основных элементов геймплея «
Sleeping Dogs», если и вовсе не главный. Это как раз та самая «фишка» игры, отличающая её от прочих «клонов». Наш протагонист умеет атаковать и контратаковать, уворачиваться от ножа и кулака, бить быстро или сильно, перепрыгивать через противника и перебрасывать его через себя. Поначалу небогатый арсенал приёмов Шеня со временем пополнится новыми, более действенными и сложными комбо. Одно небольшое, но красочное заимствование «
Sleeping Dogs» сделала у «The Punisher»; речь идёт о специальных фаталити с помощью окружающих предметов — это могут быть мусорные баки, телефонные будки, кондиционеры, мясные крюки и много-много чего другого. Не только выглядит впечатляюще, но ещё и очень полезно — после подобных истязаний противник уже не поднимется с земли и не причинит неудобств. Все боевые движения срежиссированы отлично, смотрятся органично и очень красиво.
Скриншоты казней
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Противники по рукопашным схваткам ведут себя довольно адекватно. По крайней мере, они делают всё от них зависящее, чтобы не погибнуть, — уходят в глубокую защиту, атакуют аккуратно, обойдя сзади, и даже спасаются бегством, если наш протагонист уверенно одерживает победу над их дружками. Разделены они на несколько классов, отличающихся друг от друга устойчивостью к различным приёмам и характером поведения. Подход к их избиению немного различен. Поэтому, когда перед Шенем предстаёт сборная солянка из разных классов, приходится учитывать характерные особенности каждого — того не брать в захват, этого не подпускать близко, а вон тех ловить на контратаках.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Всё это вместе выглядит просто потрясающе! Представьте — вашего протагониста окружает группа агрессивно настроенных супостатов. Герой бросается в бой — один из нападающих незамедлительно огребает люлей — пару раз по морде, затем коленом в живот — на несколько секунд он выведен из строя. В то же время другой подонок готовится нанести подлый удар, обойдя Шеня сзади. Но тот, будто почуяв это макушкой, уходит в сторону, захватывает его руку, выворачивает её, крепким тумаком отправляет его на землю, добивает ударом ноги в башку. Третий мерзавец вооружен ножом, он делает замах, но герой успевает ударить его первым, хватает за грудки и разбивает вражью голову о телефонную будку. Лихо подхватив с земли брошенное оружие, Шень направляет его действие против атакующих. Нож в руках копа пишет в воздухе забавные кренделя — в стороны разлетаются брызги крови, два гопника, корчась от боли, валятся на пол. Удар приходится герою в спину, нож выскальзывает из его рук, отлетает в сторону. Один из врагов хватает Шеня, зажимает в тиски, тот с трудом освобождает руку, несколько раз бьёт локтем по голове незадачливого «борца», вырывается и отвечает ему серией быстрых ударов и завершает смачным пинком в голову. Последнее фаталити дают «обсосать» как куриную косточку, показав во всех подробностях в слоу-мо.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Частично разрушаемое окружение добавляет в эту картинку ещё один немаловажный штрих. Мусорные мешки и предметы мебели разлетаются вдребезги под тяжестью падающих тел поверженных врагов. В разные стороны летят старые газеты, пустые бутылки и предметы обихода.
Но в этой цистерне соевого соуса не обойдётся и без небольшой ложки дёгтя. К этой «ложке дёгтя» обладатели персональных компьютеров привыкли, но смириться с ней не смогут никогда. О да, речь пойдёт об управлении, конечно. В общем и целом, победить в схватках не сложно, это можно сделать, используя лишь две кнопки мыши, но это на корню уничтожит всю их возможную красоту. Чтобы воспользоваться частью красивых, а главное, действенных комбо необходимо станцевать на клавиатуре замысловатую чечётку. Хотя здесь игроделам стоит отдать должное — упражняться в «чечётке» можно не в боевых условиях, а в удобном спортивном зале, где нам всегда выделят пяток учеников для их беспощадного избиения.
А вот виновен ли «кривой порт» в случаях неадекватного поведения господина полицейского, мне выяснить не удалось. Дело в том, что порой Шень начинает нещадно тупить. То пропускает удары, от которых обязан был уклониться, то не наносит те, которые должен был нанести, а иногда почём зря дубасит не того, кого нужно. Довольно часто это приводит к смерти. Так что геймпад вам в помощь, начинающие каратисты.
Пушек в бандитском Гонконге немного, встречаются они нечасто, так же как и вооруженные ими бандиты. И вот за это разработчикам нужно сказать спасибо, ибо стрельба — самый неуклюжий и неотработанный элемент геймплея. Возможно, я излишне критичен из-за бага прицеливания, донимавшего меня всю дорогу. Но даже если закрыть на него глаза, перестрелки выглядят слишком топорно и просто. Спрятался в укрытие + вылез + выстрелил — вот тебе и рецепт успеха. Немного спасает положение то, что стрельбу увешали красивыми фишками вроде слоу-мо. Противники по перестрелкам не имеют понятия о таких простых вещах, как смена дислокации и обход с фланга. Думается мне, что товарищ Джон Ву не одобрил бы подобных подходов.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Кроме езды, мордобоя и стрельбы нас будут развлекать паркуром — забегами с препятствиями по крышам и переулкам. Шень, конечно, не угнался бы за Эцио Аудиторе, но бегает и прыгает довольно бодро. Остальное игровое время пройдёт под девизом: «Больше мини-игр, ещё больше!!!». С их помощью в игре реализована установка жучков, взлом камер слежения, отслеживание звонков, пение в караоке. Пение, кстати, довольно забавно, а прочее просто не раздражает.
Выполняя разбросанные по городу задания, Вей зарабатывает деньги. Их можно потратить в многочисленных магазинах Гонконга на всякую дребедень: новую кровать или аквариум, чтобы обставить квартиру; новые тачки, которые будут дожидаться хозяина на стоянке, сколько их не разбивай; или на шмотки, которые меняют не только внешний вид протагониста, но и дают прирост некоторых характеристик.
За пару десятков гонконгских денег Шень может по-быстрому перекусить, купив в уличных лотках куриный шашлычок или китайскую пельмешку. Национальный «фастфуд» имеет чудодейственный эффект — какое-то время здоровье копа восстанавливается само собой. Кроме того, попив зеленого чайку, Шень становится менее чувствителен к повреждениям, а сходив в «массажный салон», поднимает свой авторитет. Всё это хоть немного облегчит тяжелое бремя агента.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Каждое выполненное задание подкидывает в копилку Шеня не только горсть звонких монет, но и немного жизненного опыта. Опыт этот поделен на две категории — бандитскую и ментовскую. Чтобы получить полицейские баллы, нужно выполнять задания, выданные копами, к тому же нужно быть крайне аккуратным при их выполнении — не разрушать общественную собственность, не мордовать и не давить мирных жителей. Этих правил необходимо придерживаться даже во время бандитских вылазок. Анархистам, террористам и прочим маргиналам просьба не беспокоиться — быть хорошим мальчиком денно и нощно совсем не обязательно. Во время, свободное от основной работы, вы вполне можете давить/грабить/разрушать и, как следствие, спасаться от назойливой полиции. «Бандитские» баллы так же нужно заслужить, только на сей раз поступками, которыми приличному человеку гордиться не следует.
Заработанные баллы тратят на приобретение различных умений и прокачку навыков, порой очень полезных. Хотите, к примеру, научиться воровать машины бесшумно? Этому вы научитесь, освоив один из полицейских (!) навыков. Бандитские предполагают, например, более мощные удары и более высокую стойкость к звездюлям.
Также Шеню разрешат изучить целый ряд новых приёмов и эффектных комбо. Но тут немного сложнее — придётся вернуть тренеру его нефритовые статуэтки по курсу один к одному. Шень даже научится делать ту самую вертушку, которую прославил великий Жан Клод Ван-Дамм!
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Цифровой Гонконг красив и огромен, хотя со своим прототипом не имеет ничего общего. По улицам не спеша прогуливаются прохожие, с визгом отскакивающие в сторону при попытке их задавить. Пробегая мимо, Шень отталкивает их с дороги, те посылают ему в след проклятия. NPC старательно курят, присев на корточки в подворотнях, шатаются по ночным рынкам, день и ночь трепятся в подъезде, проводят время за столиками в небольших забегаловках — в общем, старательно выполняют свою декоративную функцию. Хоть их и разодели в разную одежку, от проблемы повсеместного засилья улиц однояйцевыми двойняшками, тройняшками и четверняшками по-прежнему не ушли никуда. Хотя стоит ли вообще обращать на это внимание? Гонконг «
Sleeping Dogs» приятно лицезреть как единое целое, не разбирая на детали, не приглядываясь слишком сильно. Лучше всего любоваться на город, когда ты несёшься по нему на мотоцикле… ночью… в дождь.
Модели главных персонажей так же приятны и хорошо проработаны — запутаться в гордых азиатских профилях просто невозможно. Вспомните основной недостаток китайских боевиков — гипертрофированную до безумия мимику их героев (школа актёрского мастерства Джеки Чана). Так вот, в «Sleeping Dogs» проблема обратная — мимики компьютерным персонажам зачастую не хватает. Не чувствуется чувств, извините за тавтологию. И это, собственно, единственное, с чем я смог к ним придраться.
Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками Кунг-фу-обзор в тесном кимоно с пластмассовыми нунчаками
|
Подводя итоги, следует признать, что «Sleeping Dogs» имеет свои недостатки, главные из которых — недоработанная стрельба и неказистое управление. К тому же к игре прилагается приличный список багов — от вылетов в систему до всевозможного рода зависаний/залипаний/застреваний. Но все эти минусы очень легко простить в счёт куда большего количества плюсов — замечательной боевой-составляющей, великолепных погонь и красивых гонок, простой, но крепкой истории, замечательной графики и спецэффектов голливудского масштаба. Можно пять минут отстреливать в тире болванчиков ради последующей эффектной погони, можно десять минут ехать на бревне-автобусе, чтобы затем поучаствовать в потасовке «стенка на стенку». Играть в «Sleeping Dogs» интересно, несмотря ни на что. GTA -клон? Ну что же, этот клон удался на славу.
|
За вычитку текста, уже по традиции, благодарю а.